От болезненного кризиса к гармонии в жизни!
Обучаем эффективным навыкам психологической помощи и самопомощи!
"Человек - неиссякаемый источник бесконечных добродетелей, он подобен руднику, полному драгоценных камней." Н.Пезешкиан

12 мифов о психологах

Опубликовано 11.01.2013

Предрассудок — это приговор, вынесенный не судом, а пересудом

Ложные убеждения о психологии (психотерапии) как о ремесле, профессии мешают потенциальным клиентам найти своих специалистов. Практика показывает, что люди часто обращаются  к психологу (психотерапевту) уже тогда, когда всё очень плохо, когда не видят другого выхода. Как я уже упоминала выше, одна из причин — это слухи, стереотипы, предрассудки, установки или мифы о психологии (психотерапии). Скажу честно, что сами мифы нетрудно найти в просторах Всемирной Паутины, что я и сделала. Теперь же попробую развенчать таковые.

Миф № 1. «К психологу обращаются только «психи»

Подозреваю, что  во всём виноват корень «псих» в таких названиях профессий как психолог, психотерапевт и психиатр. И страх перед психиатрией, привитый нашему обществу ещё при советской системе. А у страха, как говорится, глаза велики. На самом деле. этот миф уже изживает себя, так как интерес к психологии растёт, а соответственно и информация распространяется.

Здесь важно чётко понимать различия между профессиями:

Психиатр — врач, т.е. человек, получивший высшее медицинское образование, прошедший курс специализации в области психиатрии. Психиатр действительно лечит больных людей. И для него обратившийся за помощью человек будет пациентом. Врач работает с больной частью в больном человеке.

Психолог — специалист, получивший высшее образование по данной специальности, имеющий диплом. Психолог не имеет права лечить больного и даже ставить ему диагноз. Психолог работает только со здоровыми людьми, которые имеют некоторые затруднения в жизни.

Психотерапевт — психолог или психиатр, прошедший дополнительное обучение в одном из методов психотерапии (гештальт, системная семейная, психодрама, позитивная психотерапия и т.д.) и успешно сертифицировавшийся. Психотерапевт может работать и с больным человеком, но только со здоровой его частью. Со здоровыми людьми психотерапевт работает над глубокими психотравмами.

Миф № 2. Здесь два варианта: 1.»К психологу ходить надо очень долго и это дорого» и 2. «Один визит к психологу решит все мои проблемы»

В первом варианте так и не приходят, во втором — уходят разочарованные.

Всё зависит от цели обращения и метода, в котором работает специалист. Наверное, все уже знают, самый длительная психотерапия в психоанализе. И есть много поклонников именно этого метода. Есть более краткосрочные методы. Что касается цели, то проработка травматических переживаний из прошлого действительно занимает время. Если речь идёт о психотерапии — от 6 месяцев — до нескольких лет. А если целью является разрешить какую-то конфликтную ситуацию — то это работа всего на несколько встреч. В любом случае, решаете Вы сами.

Миф № 3.»Психолог должен сразу установить причину проблемы и дать совет, который быстро поможет»

Самые важные выводы и решения — это те, которые делает человек сам. Психолог — лишь проводник, который может поддержать в трудную минуту и направить в нужном направлении. Здесь речь идёт о передаче ответственности клиенту за свою жизнь. «Знать путь и идти по этому пути — это разные вещи». Конечно, психолог может дать совет, если клиент сильно этого хочет, но это не основная задача специалиста. Задача — сформировать рабочий альянс и вместе продвигаться к решению проблемы. А стремление быстро помогать и входить в роль «спасателя» — это две ошибки начинающего психолога-консультанта. «Хорошему диагносту нужно иногда всего 10 минут, чтобы понять причины проблемы клиента. И несколько лет, чтобы то же самое понял клиент».

Миф № 4. «Психолог видит людей насквозь»

Мистическая парадигма мышления рисует некий ореол над головой психолога. Да, так бывает, что психолог попадает в точку каких-то переживаний, моделей поведения клиента, а иногда и угадывает обстоятельства жизни. Дело здесь не в каких-то сверхспособностях, а в опыте, профессиональных знаниях и умении наблюдать. Настоящий специалист не будет спешить с поспешными выводами, пока не исследует карту конфликта клиента. Конечно, у него будут определённые гипотезы, которые в процессе общения он будет проверять. Самые основные необходимые качества психолога — это эмпатия и рефлексия. Первое помогает налаживать контакт с клиентом, второе — анализировать и делать выводы.

Миф № 5. «Каждый человек — психолог, лучше сходить к другу»

Да, действительно, есть много сходств в беседах с другом и с психологом: доброжелательность, доверие, поддержка, возможность выговориться и т.д. Но есть и отличия. Перечислю основные из них: конфиденциальность. профессиональные знания и навыки, объективная позиция, безоценочное принятие, разделение ответственности, запрос, контракт и договор на работу. В результате одного эксперимента выявили, что в среднем один человек слушает другого около 17 секунд, а потом начинает говорить о себе. Это делает человек без профессиональной компетентности психолога.

Миф № 6. «Мне никто не может помочь»

Такое убеждение можно переформулировать на «Я не хочу, чтобы мне помогали». Любая проблема, болезнь, комплекс несёт в себе какую-то вторичную выгоду.  Бывает, что она уже настолько мала, что вред, который приносит эта проблема уже гораздо больше этой выгоды. И вроде бы как нужно что-то менять. Но здесь включаются психологические защитные механизмы: «Зачем что-то менять? Жили так и будем жить. Всё ведь налажено». Зачем здесь нужен психолог? Чтобы переключить клиента из роли жертвы в исследователя своей жизни, показать то, на что он не обращал внимание, плюс поддержка и безоценочное принятие.

Миф № 7. «У психолога проблем не может быть»

Психология — это профессия. Врач может заболеть, у механика может сломаться машина, у сантехника — прорвать кран. У психолога могут быть проблемы. Он ведь обыкновенный живой человек.  Но главное — у психолога должен быть свой психотерапевт. Обучение в психотерапевтических методах обязывает каждого проходить личную психотерапию, так как одним из терапевтических инструментов является личность психолога. Н. Пезешкиан говорил: «Счастлив не тот человек, который не имеет проблем. Счастлив тот, кто умеет с ними справляться»

Миф № 8. «За разговоры ещё и деньги берут! Психолог должен помогать бесплатно»

Здесь два момента. Первый — это то, что любой труд должен быть оплачен. Консультация — это услуга, на которую специалист тратит время, энергию, знания, в которых он вложил средства  заранее. К тому же профессия психолога входит в список вредных профессий относительно стрессогенности.

Второй момент — это готовность платить клиента. «Лечить даром — даром лечить». — сказали мне когда-то коллеги. И это действительно так. Оплачивая консультацию, человек показывает готовность что-то менять в своей жизни, договор на несколько встреч — подтверждает это.

Миф № 9. «На консультации всегда должно быть приятно и хорошо, психолог должен быть добрым»

По поводу доброты психологов скажу, что люди бывают разные по своему характеру. Помните, что всё, что делает психолог на консультации — это для вашей пользы. Сама терапия — это процесс не всегда приятный. Случается, что эмоции накатывают, и здесь задача психолога — принять эти чувства клиента и помочь ему выразить их.  Психолога часто сравнивают с хиругом души. А хирурги не всегда делают приятно. Иногда, чтобы вылечить, нужно вскрыть гнойник, а это больно.

Зато данная операция спасает от более трагических последствий.

Миф № 10. «Страшно идти к психологу, потому что он может что-то внушить»

Психологическая консультация или психотерапия — это прежде всего диалог. Если клиенту что-то непонятно, он может открыто задавать вопросы и говорить о своих ощущениях. О теме работы, методах, техниках специалист  с клиентом договариваются. Психотерапия — процесс добровольный. Если клиенту не нравится тема или какая-то техника, он может отказаться. Психотерапевт никогда не сможет заставить клиента делать то, чего тот не хочет.

Миф № 11. «К психологу стоит идти, когда уже окончательно припёрло»

Помните метафору с гнойником? Если бы лечение началось гораздо раньше, то не пришлось бы ничего вскрывать. Так и с личными проблемами. Проще всё решить, когда всё только начинается. Особенно, если проблемы затрагивают сферу контактов и личных взаимоотношений. Иногда бывает слишком поздно…

Считается, что времени на проработку проблемы от последствий психотравмы нужно столько, сколько времени прошло от самого травмирующего события. Так что, чем быстрее обращается клиент — тем меньше времени потребуется для его восстановления.

 Миф № 12. «Есть универсальный способ решения проблем, который подходит всем»

Здесь мне вспомнилась одна притча:

К врачу пришел сапожник. У него были сильные боли, и казалось, что дни его сочтены. Были испробованы все лекарства, все методы лечения, но безрезультатно — ничто не помогало. Бедный ремесленник уже собрался умереть. Тогда отчаявшийся в успехе врач спросил его:

— Нет ли у тебя какого-нибудь желания? — Слово «последнего» гуманный эскулап опустил.

— Да, — ответил сапожник, — я бы хотел съесть целый горшок супа из четырех фунтов бобов, сдобренного литром уксуса…

Врач пожал плечами. «Это надо же, — подумал он, — такая трапеза и здорового доконает. Но, может быть, бедняга хочет сократить свои мучения и не прослыть самоубийцей».

Вслух он бодро, как все доктора, сказал:

— Что ж, это неплохая мысль.

И спустя некоторое время бедняге принесли бобовую похлебку с уксусом. Всю ночь врач ждал сообщения о смерти больного. Наследующее утро, к его изумлению, он увидел идущего нему сапожника, не просто живого, а бодрого и здорового, будто и не болел.

И доктор записал в своем дневнике: «Сапожника, который был при смерти, поскольку не было лекарства, чтобы спасти его, вылечили четыре фунта бобов и один литр уксуса.

Потом врача вызвали к портному, который тоже тяжело болел, и никто не мог ему помочь. Точно так же, как для сапожника, не было лекарства, облегчающего страдания. Тогда врач вспомнил о бобах и уксусе и предложил больному отведать эту похлебку.

— Если нет другой надежды, давайте, доктор, попробуем — вздохнув, согласился портной.

Он с трудом съел это блюдо и на другой день умер. А врач записал в своем дневнике: «Вчера я лечил портного, которому никакие средства медицины не могли помочь. И тогда он съел четыре фунта бобов и целый литр уксуса и умер. Что хорошо для сапожников, то плохо для портных».

 Намек более чем прозрачен: для каждого клиента — свой способ помощи. Тем более, как сказал Бьюдженталь: «Каждый человек до безобразия разнообразен»

Связаться с психологом

Если у Вас возникли вопросы, Вы хотите записаться на консультацию или обучение обращайтесь:

г. Кременчуг, Полавская обл., ул.Первомайская, 20 а ( "Бизнес-букет"), 4 этаж, оф. 404
+380 (97) 282-21-64
+380 (95) 721-74-38
tanyusha-zhuma@mail.ru
Мы работаем каждый день с 10:00 до 18:00