От болезненного кризиса к гармонии в жизни!
Обучаем эффективным навыкам психологической помощи и самопомощи!
"Человек - неиссякаемый источник бесконечных добродетелей, он подобен руднику, полному драгоценных камней." Н.Пезешкиан

Применение позитивной психотерапии для супружеской и семейной терапии (Автор: Носсрат Пезешкиан)

Опубликовано 07.06.2020

Применение позитивной психотерапии для супружеской и семейной терапии

Автор: Носсрат Пезешкиан  Перевод Жуматий Т. и Google  🙂

опубликовано в  Bahá’í Studies Notebook, 3: 1-2, стр. 101–122.
Оттава: Ассоциация изучения бахаи, Северная Америка, 1983 г.

Введение

Чтобы понять наблюдаемое поведение, нам нужна фундаментальная информация для использования в качестве критерия для последующего суждения. Это означает, что необходимо принимать во внимание транскультурные условия, а также условия, которые в личной истории пациента вначале придавали смысл его поведению.

За последние тринадцать лет я разработал новую концепцию психотерапии и самообразования, которая была разработана с транскультурной точки зрения. В Германии, когда вы встречаете кого-то, церемония приветствия начинается с вопроса: «Как дела?» Ответ: «Спасибо, очень хорошо» означает, что если я здоров и у меня все хорошо, все в порядке. В той же ситуации на Востоке спрашивают: «Как дела, как поживает ваша жена и ваши дети?» Значит, если с моей семьей все хорошо, все хорошо, и я чувствую себя хорошо. В Кении, когда они встречаются, масаи приветствуют друг друга словами: «Я надеюсь, что ваш скот здоров». В Германии люди обычно страдают депрессией из-за своей изоляции и отсутствия контакта. На Востоке люди становятся больными и депрессивными, потому что у них чрезмерно много контактов.

В своей работе я попытался объяснить универсальное значение транскультурного аспекта, систематизировать содержание транскультурных проблем и показать его значение для развития конфликтов. Имея в виду этот аспект, у меня также была другая цель, а именно разработка концепции конфликт-центрированной терапии. Различные психотерапевтические методы могут быть включены в эту краткосрочную терапию в соответствии с показаниями. Кроме того, я хотел объединить мудрость и интуитивное мышление Востока с новыми психотерапевтическими знаниями Запада.

Тот, кто знает себя и других, поймет, что Восток и Запад больше не могут быть разделены. Goethe

_______
* NOSSRAT PESESCHKIAN, MD,
 психиатр частной практики в Висбадене, Западная Германия. Он учился во Фрайбурге, Майнце и Франкфурте и проходил курс психотерапии в Западной Германии, Швейцарии и Соединенных Штатах. Он является основателем позитивной психотерапии и доцентом психотерапии в Академии последипломного образования Государственной медицинской ассоциации, Гессен, Германия.

Я знаю, что такая попытка несет много проблем с самого начала, но я считаю, что в такие времена, когда географические расстояния становятся незначительными, такая попытка полезна, даже необходима. Наша эра демонстрирует много недоразумений наряду с обнадеживающей тенденцией к единству в разнообразии. Бахаулла выразил это следующим стихом, важность которого будет снова и снова сиять благодаря этой работе: «Мы все цветы одного сада и листья одного дерева».

Особенностью моего метода является попытка ввести интуицию и воображение в психотерапевтическую процедуру. Истории, которые можно использовать для посредничества между терапевтом и пациентом, также очень полезны. Они дают пациенту основу для идентификации и в то же время защищают его; общаясь с историей, он рассказывает о себе, своих конфликтах и ​​желаниях. Особенно, когда есть сопротивления, с которыми нужно иметь дело, истории доказали свою ценность. Не нападая непосредственно на пациента или его концепции и ценности, мы предлагаем изменить позицию, что вначале имеет больше игровой характер. Это изменение позиции в конечном итоге позволяет пациенту увидеть свои односторонние концепции по отношению к другим, переосмыслить их и расширить их.

Одной из таких историй, которые могут время от времени помогать пациенту, учителям, родителям и самому психотерапевту, является история муллы и мастера верховой езды:

 

«Мулла вошел в зал, где он хотел проповедовать. В зале никого не было, если не считать молодого конюха, сидящего в первом ряду. Мулла размышлял, говорить или нет, наконец, сказал конюху: «Вы здесь один. Как вы думаете, я должен говорить или нет?» Конюх сказал ему: «Учитель, я простой человек, и я не понимаю этих вещей. Но если бы я пришел в конюшню и увидел, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я бы все равно покормил».

Мулла принял это близко к сердцу и начал проповедовать. Он говорил более двух часов. После этого он почувствовал восторг и захотел, чтобы его слушатель подтвердил, насколько велика была его проповедь. Он спросил: «Как тебе понравилась моя проповедь?» Конюх ответил: «Я уже говорил вам, что я простой человек и не очень хорошо разбираюсь в этих вещах. Однако, если бы я пришел в конюшню и обнаружил, что все лошади ушли, кроме одной, я бы ее покормил, но я бы не стал давать весь этот корм». [Персидская басня]

 

Басня о мулле и конюхе демонстрирует проблемы образования и терапии — вы либо даете слишком мало, либо слишком много за один раз. Вы позволяете ребенку делать то, что ему нравится, или вы душите его заботливо. В обоих случаях это не признаётся развитием ребенка.

 

«Если вы даете кому-то рыбу, вы кормите его только один раз.
Если вы научите его ловить рыбу, он сможет прокормить себя навсегда».

Восточная мудрость

 

-103-

Ситуация в образовании и психотерапии

Современная ситуация в психотерапии требует разработки методов, которые в то же время экономичны и эффективны. Позитивная психотерапия (дифференцированный анализ) — метод такого рода. Это работает как терапия, концентрирующаяся на конфликте.

Наша современная ситуация интерпретируется и объясняется по-разному. Люди говорят о временах страха, временах депрессии, временах агрессии, временах потери доверия, временах безнадежности. Когда мы смотрим более внимательно, мы понимаем, что жалобы и симптомы используются в качестве основы для этих интерпретаций. За этими симптомами мы можем обнаружить определенные односторонние взгляды, один из которых, судя по всему, играет центральную роль.

Научный аспект переоценивается, а религиозный игнорируется, или религиозный аспект переоценивается, а научный игнорируется. Заброшенная область обычно оттесняется и часто становится источником конфликтов и трудностей.

Нынешняя ситуация в науке, религии, образовании и психотерапии во многом похожа на следующую восточную историю:

 

«Слона выставляли ночью в темной комнате. Люди толпились вокруг, чтобы посмотреть на это. Поскольку было темно, посетители не могли видеть слона, поэтому они пытались прикоснуться к нему, чтобы понять, как он выглядит. Но так как слон был очень большим, каждый посетитель мог только коснуться части животного и описать его так, как он это чувствовал. Один из посетителей, который коснулся хобота слона, сказал, что слон был похож на толстую колонну. Другой, коснувшийся бивня слона, описал животное как нечто заостренное. Третий, который коснулся уха, сказал, что это похоже на веер. И четвертый, который погладил спину слона, настоял, чтобы он был прямым и плоским, как кровать.

 

Если перенести этот пример в науку, религию, образование и психотерапию: все видят правильно, но не все видят все. Таким образом, неудивительно, что так много родителей, педагогов и терапевтов растерялись, осознав это отсутствие единства.

Когда мы оглядываемся назад в историю, мы видим, что в более ранние времена наука и религия считались одним целым. По мере разделения области  работы религия и наука также расходились. Эта дифференциация не только приносит возможности, она также вызывает ограничения. Подобно тому, как наука породила серию научных школ (часто в интенсивном соперничестве друг с другом), в религии также существуют разные направления. Однако так же, как научные школы дополняют друг друга, религии также могут работать вместе. Существенная часть конфликтов восходит к тому факту, что аспект развития и измерение времени не принимаются во внимание. Что такое религия? Что такое психология?

Религии дают нам нормы, которые регулируют межличностные отношения и положение человека в картине мира. Таким образом, религия связана с приданием смысла.  Психология рассматривает вопросы, касающиеся условий этих норм, которые могут быть поняты с научной точки зрения, конфликтов, возникающих из-за различных норм, и возможностей, которые индивид должен решать.

 

-104-

Таким образом, задача психологии состоит в том, чтобы обозначить и определить смысл. Например, религии говорят нам, что мы не должны лгать. Психология спрашивает, почему кто-то лжет; почему другой, когда люди лгут ему, больше не может никому доверять; почему кто-то хвастливо изображает себя больше, чем он есть; почему другой представляет себя другим меньше, чем он есть.

Религия сама по себе является частью психологии. Однако проверяется не столько сама религия, сколько поведение и отношение отдельного верующего или группы религиозного сообщества. Почему кто-то становится жестким, догматичным и развивает предрассудки в области религии? Почему другие хотят отказаться от всего религиозного по содержанию и форме? Почему люди сегодня склонны накладывать табу на религию, возможно, больше, чем они привыкли делать с сексуальностью? Почему кто-то склонен колебаться между отдельными религиозными интерпретациями и не может отождествлять себя с религией? Связь между религией и психологией становится более отчетливой, когда мы рассматриваем возможности развития человека.

Человек развивается, приобретая отношения с собой, своими родителями, партнером, детьми, коллегами, профессией и, наконец, религией. Каждый человек развивается в этих областях в той или иной форме. Эти формы принадлежат реальности нашей жизни, и они имеют функциональную согласованность. Это означает, что когда у кого-то возникают трудности в одной области, например, на работе, эту трудность можно передать партнеру или церкви, это может повлиять на его отношения с собратьями и, в конечном итоге, привести к тому, что он вообще не будет ценить религию.

Транскультурные аспекты позитивной психотерапии

С 1968 года я работаю над новым методом психогигиены и психотерапии. Я пытался исследовать поведение и конфликты пациентов с точки зрения, которые были несколько нетрадиционными. Мотивация для запуска этого нового метода, возможно, заключалась в том, что я лично нахожусь в транскультурной ситуации. Больше всего меня интересовали предрассудки, особенно в религиях, с которыми я соприкоснулся очень тесно в Иране. Как бахаи, мы всегда оказывались в центре между нашими школьными товарищами и профессорами. Это привело меня позже к размышлениям об отношениях между различными религиями, а также о том, как люди связаны друг с другом.

Именно во время моей профессиональной подготовки я смог наблюдать, насколько напряженными были отношения между моими коллегами в медицинской школе. Неврологи очень скептически относились к психиатрам и наоборот. У большинства студентов развилась определенная защитная реакция, когда они даже услышали слово «психотерапия». Коллеги из Института Зигмунда Фрейда недоверчиво смотрели, особенно на психоаналитиков, которые выполняли диагностические задания или читали лекции. Казалось, ревность, зависть и обиды сыграли немалую роль. Едва ли кто-нибудь знал о компетенции и потенциале других и стремился сохранить абсолютную позицию. Почему-то вопросы веры, казалось, играли здесь важную роль. Их можно сравнить с религиозными спорами, которые я наблюдал в Иране.

Из этих аспектов мое внимание было привлечено к значению социальных стандартов для социализации, а также для развития межличностных и интрапсихических конфликтов, и я обнаружил и у восточных, а также у европейских и американских пациентов, что за существующими симптомами, как  правило, были конфликты, происхождение которых обычно находится в ряде повторяющихся стандартов поведения.

 

-105-

В результате нового развития национальные, этнические и культурные группы открываются для внешнего мира, то есть для других групп. Эта тенденция несет в себе новые возможности, которые мы будем называть транскультурными проблемами. Поэтому их можно свести к двум основным проблемам:

 

  1. Что общего у всех людей?
  2. Чем они отличаются?

Существенной характеристикой группы являются стандарты, действующие в группе, которые воспроизводятся для человека как психосоциальные нормы с эмоциональными компонентами. Например, существуют разные взгляды, ожидания и поведение в отношении психосоциальной стандартной «вежливости» в двух разных культурах (например, в Федеративной Республике Германия и Иране). Типичные представители обеих групп придают большое значение «вежливости». Недостаток вежливости может привести к социальным, психическим и психосоматическим нарушениям в обеих группах. Однако под «вежливостью» каждый понимает что-то свое.

В Германии, когда вас приглашают на обед, считается вежливым съесть все продукты, которые вам предлагают. Считается старомодным оставлять немного еды ради вежливости. Если вы съедаете всю предлагаемую еду, это считается комплиментом для хозяйки. Немецкая гостья в Иране заболела. Она жаловалась:

 

«Я не хочу больше смотреть на еду. В первую неделю, когда я была здесь, меня приглашали в разные семьи почти каждый день. Мои хозяева были очень добры и сделали все, чтобы побаловать меня. Но количество еды стало для меня слишком большим. Когда я заканачивала свою порцию — и это всегда было очень хорошо — они снова наполняли мою тарелку. Не желая быть невежливой, я  тоже это съела. Но они продолжали давать мне ещё, и это продолжалось, пока меня почти не вырвало. Следовательно, в целях самообороны мне пришлось отказаться от всех забот от моих хозяев и оставить еду. Тем не менее, моя совесть беспокоила меня, потому что они были так добры и милы».

 

Эта посетительница не чувствовала бы себя виноватой, если бы знала, что то, что она наконец-то узнала — оставлять немного еды на тарелке в Иране считается вежливым.

Это не означает, что одна модель лучше другой, но что они дополняют друг друга с точки зрения совокупности человеческого опыта. Транскультурный аспект обеспечивает более обширную альтернативную интерпретацию. Согласно культурно-исторической оценке, заболеванию или симптому может придаваться различное значение.

«Пессимист: Мой стакан наполовину пуст
Оптимист: Мой стакан наполовину полон»

 

-106-

Три концепции позитивной психотерапии

Для краткого обзора эта тема разделена на три пункта:

 

  • Позитивная концепция в психотерапии (транскультурный аспект)

 

  • Содержание конфликта и динамика конфликта (метакоммуникация)

 

  • Пятиступенчатая интегральная позитивная психотерапия (метатеория)

 

  1. Позитивная концепция в психотерапии
    (транскультурный аспект)

Традиционная психотерапия выводит свой взгляд на человека из психопатологии. Таким образом, предметом его исследования является болезнь, и целью лечения является устранение этих болезней, так же, как хирург удаляет больной орган. В результате лечится болезнь, а не пациент. Пациент говорит себе: «Я могу требовать внимания терапевта только из-за моей болезни», поэтому расстройство становится еще более важным в его глазах. Таким образом, терапевтические возможности ограничены. Пациенты страдают не только от своих конфликтов и расстройств; они также страдают от безнадежности, которую вызывает у них диагноз. Этот односторонний взгляд исторически и культурно обусловлен. Этого можно было бы избежать, если бы мы были готовы интегрировать другие модели в наше мышление.

В отличие от процедуры, которая лечит симптомы и традиционной психотерапии, позитивная психотерапия учитывает способности, которыми обладает человек, а также нарушенные области. Когда мы говорим о позитивной психотерапии, мы уже движемся в направлении транскультурного мышления.

Слово «позитивный» взято здесь в своем первоначальном значении от латинского «positum», фактического или потенциального. Фактическими и потенциальными являются не только конфликты и беспорядки, но и способности, которыми обладает каждый человек. Таким образом, мы подчеркиваем важность психосоциального фона, на котором может развиваться конкретное содержание, и мы пытаемся расширить частично одностороннее представление концепций болезни и дополнить их в отношении новых терапевтических возможностей.

Когда американец или немец приходит домой после работы, он хочет, чтобы он был в тишине и покое. Он садится перед телевизором, пьет свое с трудом заработанное пиво и читает газету. Для него это расслабление. На Востоке муж отдыхает совсем по-другому. Когда он приходит домой вечером, его жена пригласила нескольких гостей, родственников, друзей семьи или деловых партнеров. Разговор с людьми заставляет его чувствовать себя расслабленным. Девиз: гости отправлены Богом.

Таким образом, расслабление может означать разные вещи. Люди расслабляются так, как они были научены, и чему научились из того, что было принято в их семье, их группе или их культуре. Это не означает, что одна модель лучше другой, но что модели дополняют друг друга с точки зрения совокупности человеческого опыта. Транскультурный аспект допускает более обширную альтернативную интерпретацию.

 

-107-

Таким образом, позитивная процедура означает, что мы пытаемся сформировать как можно более полный обзор возможностей интерпретации симптома или заболевания с целью оказания влияния на понимание пациентом своей болезни и самого себя, таким образом, контролируя мешающее вмешательство, которое имело место до того, как пациент пошел к терапевту. Этот метод может быть описан как позитивная психотерапия.

А. Практическое применение «позитивной» интерпретации

Пример позитивной процедуры можно увидеть в разных значениях терминов «досуг» и «расслабление». Другим примером, который важен в образовательном консультировании или в решении конфликтных ситуаций на работе, является лень. Обычно лень определяется как недостаток усердия. Но лень — это нечто другое: лень — это способность избегать требований достижения.

Эта позитивная интерпретация лени приобретает важность, если смотреть на фоне болезней, вызванных стрессом, возникающим из-за переутомления. Возможно, это определение также объясняет агрессивность, с которой трудолюбивые люди реагируют на так называемых бездельников.

Позитивная процедура действительно ориентирована на симптоматические расстройства; однако, она не останавливается в этом пункте. Поскольку позитивная психотерапия берет реальные факты в качестве отправной точки, что позволяет проводить другие оценки симптомов, терапевту легче общаться с пациентом более беспристрастно. В то же время пациенту легче справляться со скрытыми мотивами и психосоциальными условиями его болезни с меньшим страхом.

В следующих разделах мы попытаемся включить понятия из медицины, психотерапии и психиатрии. Первой задачей является переоценка болезни по ее значимости и рассмотрение ее положительных аспектов. Затем будут даны подсказки (способность к развитию), которые оказались благоприятными при лечении пациентов с соответствующими клиническими признаками и которые могли бы направить традиционную терапию с учетом психогигиенических аспектов или могли бы служить ориентирами для психотерапевтического лечения. Таблица I сравнивает традиционные и позитивные интерпретации нескольких общих условий.

Б. Способность реагировать с глубоким чувством

Следующий диалог с пациенткой, которая была замужем два года и страдала от значительной депрессии и страха, может служить примером для позитивной процедуры.

 

Пациентка: я чувствую себя как человек, потерпевший крушение. Я так подавлена и мне так грустно, что иногда я чувствую, что было бы лучше, если бы я сейчас же покинула этот мир (пациент начинает плакать). Я чувствую себя такой одинокой. Ни у кого нет времени для меня. Мой муж живет только ради своей работы. Я так боюсь одиноких вечеров, когда жду своего мужа и не знаю, когда он придет.

Терапевт: Из того, что вы сказали, у меня сложилось впечатление, что вы очень хотели бы быть со своим мужем, и что вы также очень хотели бы быть с другими людьми.

 

-108-

Пациентка: Я бы очень этого хотела, но у моего мужа нет времени, и я сама не могу ничего начать, потому что он никогда не говорит мне точно, когда он вернется домой …

 

В этом смысле я хотел бы, чтобы слово «депрессия» понималось не только как чувство подавленности в сочетании с преимущественно пассивным отношением, но и как способность с глубоким чувством реагировать на конфликтную ситуацию. Причину депрессивной реакции, такую как страх одиночества, в следующем случае, можно аналогичным образом рассматривать с точки зрения различных систем ценностей.

Позитивная интерпретация здесь содержит много нюансов. Пациентке не было предложено повторение обозначения своей безнадежной конфликтной ситуации, а было предложено другое видение ее проблемы («вы хотели бы быть со своим мужем и с другими людьми»). Таким образом, ей предоставляется возможность найти новые пути к разрешению конфликта самостоятельно и оторваться от невротической концепции, что повторялось достаточно часто. Именно этот короткий фрагмент диалога дает некоторые подсказки относительно двух центральных компонентов содержания конфликта: поведение мужа в отношении пунктуальности в отличие от ожиданий жены в отношении пунктуальности и способ, которым пациентка организует свое время.

Терапевт: Вы упомянули, что у вас есть определенные проблемы с вашим мужем. Теперь мы хотели бы вместе определить, где вы и ваш муж разные.

Пациентка: Пунктуальность невозможна для моего мужа. Когда он говорит, что придет домой в 5 часов вечера, я всегда добавляю еще один час, но обычно этого все еще недостаточно; он не приходит до 8 вечера или даже до 14 ч. 00 м. Хотя я знаю, что это так, и что это в основном из-за его работы, я до сих пор не могу привыкнуть к этому. С 5 часов вечера вперед я в поисках; Я не могу делать ничего стоящего или больше концентрироваться. Я тороплюсь весь день, чтобы закончить в 5 вечера, в любом случае, потому что он мог прийти вовремя в конце концов.

Терапевт: Как вы себя чувствовали дома, когда были ребенком?

Пациент: Пунктуальность всегда была важна, когда я была ребенком. Например, мы всегда ели в одно и то же время каждый день. Было противоестественно быть раньше или позже. Всякий раз, когда моя мама ходила по магазинам или должна была что-то делать вне дома, она говорила, когда вернется, и я всегда могла на это рассчитывать. И со мной было то же самое. Я всегда был пунктуальна в школе, могла прийти скорее раньше и никогда не опаздывала. Я всегда просыпаюсь до того, как сработал будильник, и всегда стараюсь ложиться спать рано, чтобы не опоздать утром. Всякий раз, когда у меня были встречи, я всегда приходила заранее.

 

В рамках пятиэтапной позитивной психотерапии проблема пациента может быть решена путем концентрации на конфликтной ситуации в семейной терапии.

  1. Конфликт содержания и конфликтной динамики

Социализация человека достигается путем адаптации к социальным стандартам.

-109-

Эти стандарты проявляются в отношении (установках), познании, эмоциональности и поведении.

А. Базовые способности и актуальные способности

Психология без религии или без философии жизни просто не существует в строгом смысле этого слова. Всякий раз, когда мы пытаемся определить предмет психологии, то есть человека, мы применяем, главным образом, не замечая этого, стандарты, полученные из определенной философии жизни. Например, человек рассматривается как машина, которая реагирует на определенные импульсы, или как существо с побуждениями, которые должны постоянно контролироваться с помощью социальных норм. Он рассматривается как продукт его наследия, как наличие свободной воли или как продукт его среды. Мы относимся к человеку согласно тому, как мы его видим. Уже одно это заставляет нас признать философские и религиозные корни нашей картины человека.

  1. Базовые способности

В основе концепции позитивной психотерапии как метапсихологии лежит идея о том, что каждый человек, независимо от его нынешней стадии развития, возраста, пола, расы, класса, топологии, болезней или социальных «отклонений», обладает двумя основными способностями: способностью восприятия и способности любви.

а) Способность восприятия (познания): каждый человек пытается постичь связь с реальностью. Он спрашивает, почему яблоко падает на землю, почему растет дерево, почему светит солнце, почему возникают болезни и горе. Ему интересно знать, кто он, откуда он, куда он пойдет. Эта индивидуальность и эти свойства людей — ставить такие вопросы и искать их ответы — это способность познания. В образовании восприятие развивается с поставкой знаний. Оттуда развиваются вторичные способности: пунктуальность, аккуратность, чистота, вежливость, честность и экономичность.

б) Способность любить: развитие способности восприятия влияет на успех или неудачу человека. Способности, из которых вытекают эти переживания, принадлежат эмоциональной сфере индивида, сфере чувств, которую можно назвать его эмоциональными отношениями, выражением его способности любить. Способность любви ведет в своем дальнейшем развитии к основным способностям, таким как любовь, терпение, время, контакт, уверенность в своих способностях, доверие, надежда, вера, сомнение, уверенность в себе и единство.

Эти две базовые способности развиваются раньше, чем какое-либо культурное влияние, а затем актуальные способности (первичные и вторичные способности) развиваются во взаимодействии с тремя параметрами: тела, среды и  духа времени.

Актуальные способности передаются религиями, культурами, предками, родителями, культурными инстанциями (школа, общество и моральные институты). Однако способности познания и любви принадлежат природе каждого человека. Это просто означает, что человек — в своей изначальной природе — хорош. Мои нарушения не имеют ничего общего с базовыми способностями.

-110-

Позитивная психотерапия начинается с утверждения, что каждый человек обладает двумя основными способностями: способностью познания и любви.

Этими основными возможностями обладают не только здоровые люди. Больной, чьи физические, психические и духовные функции нарушены, также обладает ими. Это справедливо и для так называемых «психически ненормальных», «шизофреников» или «депрессивных» людей, чья личность очень сильно ограничена. Это похоже на лиц с дефектом афазийной речи. В принципе, у них есть способность говорить, но необходимые функции инструментов для речи нарушены. Этот пример можно легко перенести на психические расстройства. Аутичные люди, которые отказываются от почти любого контакта и живут в уединении, все еще обладают способностями познания и любви — точно так же, как и кататонически- или параноидно-шизофренический человек, или даже так называемый «нормальный человек».

Нередко бывают случаи, когда функция механизма, т. е. возможность разграничить способности восприятия и любви и выражать их, настолько похоронена или заблокирована соматическими условиями (например, опухолями) или влиянием окружающей среды и фактором времени, который в настоящее время кажется невозможным для устранения этих нарушений. Тем не менее, нелогично и недопустимо делать вывод из нарушений функций механизмов и, казалось бы, безнадежного прогноза, что базовые способности отсутствуют. Безнадежность — это не только функция беспокойства, но в то же время результат лечения, который зависит от исторического развития. Кроме того, необходимо учитывать все возможные условия (психосоматические, социальные и психические), чтобы дать правильное суждение о нарушении.

Решение в смысле диагностического суждения во многих случаях требует от смелости терапевта и педагога сойти с пьедестала объективности и признать: что касается меня, я не могу ему помочь — вместо того, чтобы сказать: нет никакой помощи

Если кто-то хочет более подробно изучить предпосылки известных психических и психосоматических расстройств, он сталкивается в определенной степени, как одной из основополагающих структур, с отсутствием различий в отношении своих собственных моделей поведения и моделей других. Их можно описать с помощью перечня социальных норм.

Поэтому я попытался собрать эти стандарты поведения, включить категории, которые находятся в тесной взаимосвязи, и подготовить перечень, который содержит наиболее важные области конфликтов. Этот перечень является дифференциально-аналитическим опросником (ДАО) и имеет существенное значение как инструмент диагностики.

  1. Актуальные способности

Давайте начнем с обзора межличностных конфликтных сфер. Если мы рассмотрим стандарты ценности в суждении о себе и о других и изучим критерии образования и психотерапии, мы сможем выделить два типа поведения и установок, которые мы будем называть первичными и вторичными способностями. Оба называются актуальными способностями, потому что они постоянно востребованы в повседневной жизни.

 

а) Первичные возможности являются выражением способности Любить.

 

-111-

Они принадлежат в основном в эмоциональной сфере. Они включают в себя такие категории, как любовь, пример, терпение, время, сексуальность, контакт, доверие, уверенность в своих способностях, надежда, вера, сомнение, уверенность в себе, единство.

б) Вторичные способности являются выражением способности познания и знания. Они имеют какое-то отношение к требованиям общества, чтобы показать эффективность. Они приобретаются в процессе взросления и более или менее всесторонне улучшаются благодаря систематическому влиянию окружающей среды. К ним относятся: пунктуальность, чистота, аккуратность, послушание, вежливость, честность, искренность, верность, справедливость, усердие-достижение, бережливость, надежность, добросовестность, точность.

В психологическом смысле односторонний опыт обучения, который постоянно повторяется, представляет собой микротравмы, например, постоянные требования от родителей порядка, чистоты, вежливости; односторонний акцент на интеллектуальных или физических достижениях; или усиленная связь с референтным лицом. Даже если эти требования являются необходимыми компонентами образования, они могут оказывать вредное воздействие на характер, особенно когда они сочетаются с чувством собственной ценности, детским страхом, угрозами, отказом от любви или физическим наказанием.

«Всякий раз, когда я не убиралась в своей комнате, я слышала: «Я больше не люблю тебя ». Тогда я впадала в панику страха. Сегодня я более чем педантичен и из-за этого часто вступаю в конфликт с мужем и детьми ». [39-летняя женщина, хронические запоры и нарушения сна].

Такие микротравмы вызывают «чувствительные» или «слабые» места, которые становятся конфликтными потенциалами. Часто партнер более или менее осознанно распознает эти слабые места и использует их в качестве цели для своей агрессии. Таким образом, текущий внешний конфликт или иногда явно незначительный инцидент может вызвать «дефект» в той области личности, которая особенно восприимчива из-за описанных микротравм.

В некоторых из этих областей одна из них более чувствительна из-за микротравм, возникших в процессе обучения. Поэтому один реагирует на эти области легче, чем на других. Таким образом, отсутствие пунктуальности может вызвать страх и агрессию в одном человеке, в то время как он не реагирует в другой зоне конфликта, например, «порядок», которая является проблемой для его партнера.

Эти актуальные способности проявляются во взаимосвязи с эффективным участием. Таким образом, они определяют взаимодействие членов социальных групп, особенно членов семьи. Актуальные способности действуют во всех культурах. Их относительные определения различаются только культурно и социально. Несмотря на то, что усердие может иметь особое значение для одного человека, для другого это может быть порядок, пунктуальность, вежливость или бережливость.

Нарушения возникают из-за внутрипсихического и межличностного диссонанса:

  • В рамках актуальных способностей: можно доверять другим, но не себе
  • Внутри самих вторичных способностей: можно быть прилежным, но не аккуратным
  • В связи между вторичными и первичными способностями: можно быть аккуратным, но не терпеливым

 

 

-112-

Вместо актуальных способностей возможны синонимы. Вместо «порядка» мы говорим: «ничего не испорти, уберись, не оставляй эту ложь», «бардак», «путанница». Но важно обнаружить актуальные способности, связанные с этими повседневными высказываниями.

Актуальные способности связаны с понятиями, которые представляют наши взгляды и влияют на наше поведение. Ниже приведены некоторые примеры:

«Время — деньги.» (Бережливость)
«Если вы можете сделать это, то вы кто-то». (Усердие)
«Что скажут соседи?» (Представляет конкретное отношение к вежливости и искренности)
«Спасенный пенни — это заработанный пенни». (Отражены социально принятые взгляды на усердие / достижения и бережливость)

 

Любой внутренний или внешний конфликт в межличностных отношениях может быть описан в терминах актуальных способностей. Мы сталкиваемся каждый день с их последствиями как в личном, так и в коллективном плане: когда брак конфликтует или разрушается, когда дружба рушится, когда кто-то получает уведомление на своей работе, когда отношения между группами и людьми становятся потенциальным конфликтом из-за влияния традиции, актуальные способности становятся специфическим признаком группы и оказывают большое влияние на внутригрупповые и групповые отношения (Peseschkian, 1979 и 1971).

Как правило, из этого аспекта можно будет интерпретировать все поведенческие расстройства, психозы, неврозы и вегетативно-функциональные расстройства, поскольку они связаны с конфликтами между первичными и вторичными способностями, как результат отсутствия дифференциации.

Транскультурные аспекты актуальных способностей

В отличие от Востока, где первичные способности стоят на переднем плане воспитания (терпение, контакт, доверие и вера), среднеевропейское воспитание больше ориентировано на вторичные способности (пунктуальность, упорядоченность, трудолюбие, бережливость). Среда для воспитания ограничена нуклеарной семьей, в которой бабушки и дедушки или дошкольные образовательные учреждения наделены наибольшим влиянием. В отличие от этого, процесс обучения на Востоке осуществляется в расширенной семье; социальный контакт в этой группе считается важной образовательной целью. Следовательно, специфические культурные отношения возникают относительно социальных контактов и общительности, с одной стороны, и индивидуальных стремлений к производительности с другой. Состояние эмоциональной связи с семьей на Востоке остается, как правило, до конца жизни, в результате чего ожидания переносятся от родителей в «большую семью». В европейском культурном кругу существует типичная ярко выраженная связь до полового созревания, а затем внезапное отделение: «Ты достаточно взрослый. Ты должен знать, что ты делаешь».

 

 

-113-

Эта односторонность может быть уменьшена тем, что описание человеческих способностей и нарушений не только измеряется нормой, действительной в одной культуре, но включает в себя множество различных культурных и групповых переживаний (Транскультурная проблематика).

Значение актуальных способностей

Актуальные способности — это не просто понятия или случайные явления времени. Они определяются, приобретаются, усваиваются и частично аффективно проявляются как специфические человеческие способности в процессе социализации. Актуальные способности действуют во всех культурах. Их относительные определения различаются только культурно и социально. Какие актуальные способности относятся к внутриличностному или межличностному конфликту, зависит от того, какие социальные нормы (актуальные способности) человек перенял в индивидуальной системе ценностей в процессе своего развития. В то время как аккуратность может иметь большое значение для одного человека, пунктуальность или вежливость имеют решающее значение для другого. От этого развиваются индивидуальные и коллективные ожидания и модели поведения. В литературе по психотерапии и медицине можно найти достаточно указаний на индивидуальные актуальные способности в связи с сексуальными и поведенческими расстройствами, а также неврозами и психозами: З. Фрейд (1942) упоминает сексуальность и чистоту; К. Г. Юнг (1940), Ф. Кункель (1962) и В. Е. Франкль (1959) подчеркивают значение веры. Э. Фролм (1971) говорит о надежде; А. Митчерлих (1967) разъясняет требования и мотивацию для достижения; Р. Дрейкурс (1970) упоминает успех, престиж и точность; К. Бах и Х. Дойч (1962) указывают на актуальность открытых отношений (честность, искренность) в партнерстве. Э. Эриксон (1966, 1971) формулирует градацию добродетелей, которая строится в соответствии с отдельными этапами развития человека и созревания психических функций. Только в теории дифференциального анализа актуальные способности находят систематическое рассмотрение. Актуальные способности развиваются в тесной связи с тремя измерениями — телом, средой и временем; в то же время они влияют на отношение к этим сферам.

III. Пятиэтапная стратегия лечения с помощью
позитивной психотерапии

В области психотерапии, где центральной областью является  дифференциальный анализ, доступен пятиэтапный процесс терапии. Этот процесс касается различных актуальных способностей, поскольку они приводят к конфликтным межличностным отношениям и изменениям в интрапсихической сфере.

Я хотел бы представить эту концепцию лечения на повседневном примере: если вы злитесь на кого-то из-за его невежливости, легко чувствовать себя расстроенным и говорить о нем плохо. Более того, вы не видите его как человека со многими способностями, а скорее как невежливого, дерзкого человека, который вас обидел. Вы больше не в состоянии принять его положительные характеристики, потому что они скрыты за облаком отрицательного опыта с ним. В результате вы не готовы обсуждать вопросы. Каждая дискуссия полна эмоций.

 

-114-

Общение очень ограничено. Это может зайти слишком далеко, чтобы отомстить ему, вы в некоторой степени ограничите свои собственные цели. Начиная с этой цепочки событий, которые, кроме того, могут привести к психическим и психосоматическим расстройствам, мы получаем пять следующих принципов лечения.

Первый этап: наблюдение-дистанцирование

Пациент сообщает, если это возможно, в письменной форме о том, что или кого и когда он раздражает, и какие ситуации он находит приятными. Точно так же в психотерапии можно обнаружить, что за жалобами, страхами, депрессией, агрессией и психосоматическими нарушениями стоят мотивы, которые относятся к определенным социальным стандартам. Таким образом, головные боли, бессонница, беспокойство, агрессия могут проявляться с явной частотой после споров о работе, вследствие трудностей с воспитанием детей и в связи с хроническими семейными проблемами. Говоря, что причина этих нарушений заключается в некотором стрессе, ничего не сказано о виде стресса. В большинстве случаев причиной является только чрезмерное профессиональное напряжение. Тем не менее, на самом деле существует целый спектр поведения и отношений, которые становятся потенциальными средствами конфликтов.

Первоначальный подход предполагает консультирование пациента для оценки склонности к конфликту и реальных возможностей для преодоления трудностей. Допустим, пациентка всегда боится, ожидая возвращения мужа домой ночью. В таком случае содержание страха сосредоточено вокруг психосоциального стандарта «пунктуальности». Разве это не предполагает сосредоточение терапии в этой области? Такая процедура была бы «радикальной» в лучшем смысле этого слова: она начинается с корня, а не с симптома, который, используя изображение дерева, соответствует листьям.

Второй этап: инвентаризация

Инвентаризация происходит в структурированном интервью, в котором мы ищем корреляцию между конфликтной ситуацией и критическими актуальными возможностями. В дифференциально-аналитическом опроснике (ДАО) пациент указывает, какие из его актуальных способностей акцентированы положительно или отрицательно, и в каких ситуациях, и в отношении которых, эти тенденции действуют.

Дифференциально-аналитический опросник (ДАО) (Peseschkian 1974, 1977) был создан, чтобы определить психические расстройства и установить, какие категории психических установок и поведения находятся в конфликте друг с другом. Вопрос в том, «кто, вы или ваш партнер, придает большее значение пунктуальности (аккуратности и т. д.) и вызывает конфликты?» Модели поведения были охарактеризованы таким образом, что (+++) означало наивысшую субъективную оценку категории , (—) означало самое низкое; (+ -) означало пассивность в отношении моделей поведения, которые должны были быть изучены; (++), (+) и (-), (-) являются степенями субъективной оценки.

Актуальные способности записаны в первом столбце; второй столбец показывает самооценку пациентки с точки зрения актуальных способностей, третий столбец — оценку партнера пациенткой. Четвертый столбец содержит спонтанные комментарии и примечания к дальнейшим исследовательским вопросам. Модификации вопроса возможны в соответствии с преобладающими обстоятельствами, потому что ДАО не следует рассматривать как стандартную психодиагностическую технику в самом строгом смысле этого слова, а скорее как исследовательский метод.

 

-115-

Третий этап: Ситуативное ободрение

Под ситуативным ободрением мы подразумеваем, что пациент вместо того, чтобы критиковать своего партнера, направлен на то, чтобы поощрить его в определенных, положительно подчеркнутых областях. Таким образом, пациентка не придирается к неопрятности своего мужа, но хвалит его усердие.

Четвертый этап: вербализация

Разрывы общения характерны для нарушений в партнерских отношениях. Партнеры теперь учатся обсуждать друг с другом возникающие проблемы.

Пятый этап: расширение целей

Расширение целей является последним этапом стратегии дифференцированного анализа. Возникает вопрос: какие достижимые цели преследовал пациент до невротических ограничений и какие возможности ему еще доступны?

Таблица II показывает инвентаризационный анализ (краткая форма ДАО) 28-летней пациентки (с сексуальными расстройствами) и ее мужа. После двенадцати сеансов с описанной стратегией терапия пациента (см. ДАО) была успешно завершена в течение шести месяцев. Через год результаты были следующими: пациентка и ее муж согласились в своем отчете, что у них больше не было никаких сексуальных проблем. Они сами были способны направлять и контролировать любые рецидивы, которые произошли. Их образ жизни изменился благодаря тому, что у обоих партнеров появились взаимные интересы и улучшился контакт с окружающим миром. Как заявил муж: «секс больше не был нашей единственной целью в жизни».

Описанная стратегия лечения не должна рассматриваться как жесткая программа. Индивидуальные изменения программы терапии должны рассматриваться в зависимости от конкретного случая. Эти модификации зависят от возраста пациента, рассматриваемой конфликтной ситуации и внутренней и внешней мотивации. В соответствии с индивидуальными условиями, акцент лечения должен быть сделан на анализе, гипнозе или групповой психотерапии.

Пример дела:

Мать двенадцатилетней ученицы выбрала психотерапевтическое лечение для своего сына, потому что, как она сказала: «Он был неуправляем. Я не знаю, что случилось с моим мальчиком. В последние два года он развивался таким образом, что я на самом деле боюсь, что он может стать преступником однажды. Ночью он берет большие суммы наших денег, но потом он все отрицает. Мы всегда получали жалобы из школы о том, что он выбирает старших одноклассников. Когда мой сын ладил с его отцом очень хорошо, мы пытались обмануть его, чтобы привести его в чувство. Мой муж уехал на некоторое время в санаторий, и мы сказали нашему сыну, что у папы случился сердечный приступ из-за его поведения и должен был уйти, чтобы выздороветь. Я заметил, что в результате мальчик страдал из чувства вины, но это не было очень успешным в долгосрочной перспективе. Мы отвезли его к врачу, но это не помогло. Мы даже пошли к подростковому консультанту, который был профессиональным психологом, но после годичного лечения ничего не изменилось ».

-116-

Мальчик говорит о себе: «когда я беру деньги, я так волнуюсь, что не могу даже спать по ночам. Я абсолютно ненавижу школу. И я начинаю нервничать, когда мне приходится делать уроки ».

Своеобразное поведение мальчика объясняется его общей ориентацией, с одной стороны, на школу и проблемами, связанными со школой, а с другой — случайными кражами.

ДАО признал следующие области конфликта:

Пунктуальность : «Маркус не приходит домой сразу после школы. Я могу подождать с обедом, но я просто надеюсь, что он снова не сделал ничего глупого. Довольно часто мальчику приходилось ждать меня. Я обещала ему это. Я помогала ему с домашним заданием. Тогда обычно в офисе что-то появлялось, и Маркус часами ждал меня, пока я не смогла сказать ему, почему я задержалась ».

Порядок : «Раньше у нас была горничная, но она больше не приходит регулярно. Моему сыну никогда бы не пришло в голову убирать свою комнату «.

Честность : «Это самая большая проблема для нас. Мы не знаем, у кого он приобрел привычку воровать. Если он продолжит в том же духе, я просто не смогу больше ему доверять. Я всегда боюсь этого день, когда он может украсть за пределами семьи и может быть назван вором «.

Усердие (в школе) : «В школе он делает только то, что ему абсолютно необходимо. Его ум всегда за миллион миль. Его учитель сказал ему, что он никогда не закончит учебу, если будет продолжать в том же духе».

Бережливость : «Он не знает ценности денег. На деньги, которые он крадет, он покупает игрушки для определенных друзей, поэтому он не приносит никакой пользы себе … Мы сказали ему, что всегда будем давать ему деньги, и что нет необходимости воровать, но он все равно продолжает это тайно делать … Мы никогда не давали ему пособия. Почему мы должны? Он всегда может получить от нас то, что ему действительно нужно «.

Контакт : «У него почти нет друзей. У него довольно тесный контакт только с двумя одноклассниками, и это не тот тип, с которым я хочу, чтобы он дружил. Он редко приводит детей в дом. У нас обычно есть деловые друзья. Маркус уже протестовал: «Всегда старые люди»

Нечестность мальчика можно увидеть в связи с его необходимостью контакта и признания со стороны мальчиков его возраста. Для Маркуса деньги были средством привлечения внимания его одноклассников, а также его родителей. Однако он так и не научился обращаться со своими деньгами. Он уже потерял доверие к своим родителям, особенно к своей матери, прежде чем они начали терять доверие к нему из-за его кражи.

 

-117-

Мальчику приходилось часами ждать матери, и в то же время он чувствовал, что то, что он делал в школе, не могло быть таким важным, потому что у его матери никогда не было времени, чтобы серьезно помочь ему. У родителей было такое чувство вины, что всякий раз, когда возникала проблема, они просто переводили его в другую школу; таким образом, быстрой сменой школ за короткое время стал результат. Из-за этого мальчик начал думать: «Мне не нужно беспокоиться об успешности. Если что-то пойдет не так, мои родители позаботятся о положении дел».

Сначала терапия мальчика была безуспешной. Может даже создалось впечатление, что терапевт стал рассматриваться как союзник пациента против его родителей. «Мои родители неправильно воспитали меня. Это не моя вина, не так ли?» Лечение не работало до тех пор, пока не был использован ДАО(дифференциально-аналитический опросник). Мальчик обрёл уверенность в психотерапевте.

Пациент мог сказать терапевту все, что он не мог сказать своим родителям. Терапевт указал на положительные характеристики мальчика и то, что мальчик не мог быть таким плохим, как представляли семья и учителя, и даже сам мальчик.

Родители мальчика очень активно участвовали в его лечении. Его мать была не только вовлечена в терапию, она фактически стала терапевтом в рамках пятиэтапного лечения. Я был в состоянии консультировать ее на регулярной основе. В течение 24 сеансов лечение было закончено; семья как институт самопомощи терапевтировалась в этот период времени и имела очень успешные результаты.

Резюме: Позитивная психотерапия и ее применение

В настоящее время доступны данные о 80 пациентов (52 женщины, 28 мужчин). Диагностически говоря, у пациентов женского пола в этом исследовании патология проявляется сексуальным страхом и общей или избирательной фригидностью. Большинство пациентов мужского пола страдали от эякуляции, проблем с эрекцией и сексуального страха. Во всех случаях были сделаны значительные улучшения. В 74% случаев было достигнуто длительное излечение (контрольный интервал около одного года). Средняя продолжительность терапии варьировала от 12 до 21 сеанса, в зависимости от индивидуального диагноза.

В качестве краткосрочной терапии, ориентированной на конфликты, мы уже применили дифференциальный анализ к следующим заболеваниям:

— Сексуальные расстройства: женский сексуальный страх, фригидность, гиперсексуальность, мужское бессилие, эякуляция, проблемы с эрекцией, сексуальный страх, принуждение к мастурбации и гомосексуализм считаются патологическими.

— Органико-функциональные расстройства с определенной психической этиологией и органическими неврозами: нарушения сна, цефалогии, астма, колит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишка и желудка, ревматоидные расстройства, сердечные неврозы, болезнь предстательной железы, нервная анорексия, ожирение, нейродермит, вегетативные нервные расстройства, фобии, депрессии поведенческие расстройства, навязчивые идеи, расстройства обучения, алкоголизм, наркомания и аномальные реакции горя.

Для психозов и расстройств личности Дифференциальный анализ проводился по-разному. Некоторые многообещающие результаты уже были замечены в этом отношении. Эти взгляды и результаты ясно показывают, что мы получили бы большую пользу от разработки новых концепций и применения мудрости других культур к нашим терапевтическим усилиям. Прежде всего, мы должны иметь смелость рисковать и пытаться раскрыть тайны человеческой психики.

 

-118-

«Король подверг свой двор проверке на важный пост. Могущественные и мудрые люди стояли вокруг него в большом количестве. Царь сказал: «У меня есть проблема, и я хочу посмотреть, кто из вас сможет ее решить». Он привел людей к огромной двери, больше, чем кто-либо когда-либо видел. Король объяснил: «Здесь вы видите самую большую и тяжелую дверь в моем королевстве. Кто из вас может открыть ее?» Большинство придворных только покачали головами. Некоторые, считавшиеся среди мудрецов, присматривались к двери поближе, но признались, что не могут ее открыть. Когда мудрецы сказали это, остальная часть суда согласилась, что эту проблему слишком трудно решить. Только один визирь подошел к двери. Он проверил это своими глазами и пальцами, попробовал разные способы её перемещения и, наконец, потянул за неё здоровенным рывком, и дверь открылась. Она была оставлена приоткрытой, не полностью закрытой, и больше ничего не нужно было, кроме готовности понять это и смелости действовать смело. Царь сказал: «Ты получишь должность при дворе, потому что ты не просто полагаешься на то, что видишь или слышишь; ты приводишь в действие свои силы и рискуешь попробовать».

 

 

-119-

 

ТАБЛИЦА I

 

Традиционная интерпретация Позитивная интерпретация
Фригидность
Невозможность получить оргазм Способность говорить «нет» своим телом
депрессия
Чувство подавленности, в основном пассивное отношение Способность реагировать на конфликты с глубоким чувством
Лень
Запрещение достижений, отсутствие промышленности, слабость характера Способность избегать особых требований достижения
Страх одиночества
Невозможность ладить с собой Выраженная потребность во взаимоотношениях с другими
зависть
Хронический страх потерять партнера в сочетании с неспособностью контролировать ситуацию Способность любить партнера, но притяжательно

-120-

 

Таблица II

 

Актуальные способности Пациентка Муж Спонтанные Комментарии
Пунктуальность +++ Моя уверенность разрушена каждый раз, когда мой муж                                         непунктуальный
Чистоплотность +++ я ненавижу, когда мой муж ложится спать, не помывшись.                              В этот момент я хотела бы быть где-нибудь ещё.
Порядок ++ Мой муж требует, чтобы я заботилась о том, чтобы всегда был порядок. Он считает, что ему   ничего не нужно делать для этого.
Послушание + + Как ребенок я всегда должна быть    послушной и покорной
Вежливость ++ + Я придаю больше значения  вежливости, чем мой муж.
Честность / Верность ++ Мы оба верны. Я не могу сказать ему, что именно в нем расстраивает меня.
Справедливость + + Я думаю, что это несправедливо, что я                                      единственная, кто должен беспокоиться о чистоте
Бережливость + ++ Иногда я хотела бы  купить                    что-то личное для себя. Однако мой муж всегда                                        немедленно приносит неоплаченный                                          счет, чтобы показать мне, насколько я расточительна
Усердие ++ ++ Мы оба очень усердно работаем.
Надежность ++ Его отсутствие пунктуальности заставляет меня волноваться
Терпение + Мое терпение постоянно растягивается за пределы выносливости, особенно когда мой муж мучает меня своей скупостью.
Время + Мой муж очень занят работой на данный момент.
Доверие ++ Трудности, которые мы пережили недавно, привели к тому, что вера в моего мужа получила удар.
Сексуальность + Это действительно оттолкнуло меня недавно.
Контакты + + Нам обоим нравится знакомиться с новыми людьми и заводить новые знакомства.

 

Вера / Религия + + Я думаю, что мы согласны друг с другом в этом вопросе.

__________________________________________________________________

 

+ Положительно выделенное    — Отрицательно выделенное

 

 

 

 

Литература:

‘Abdu’l-Bahá. Some Answered Questions. Wilmette: Bahá’í Publishing Trust, 1964, Chapter III.

Bahá’u’lláh. Gleanings from the Writings of Bahá’u’lláh. Wilmette: Bahá’í Publishing Trust, 1948, CVI, XXVII.

Bach, G.U.H. Deutsch: Pairing. Dusseldorf: Diedrichs Verlag, 1962.

Battegay, R. Der Mensch in der Gruppe. Bern: Huber, 1967, Bd. 1, 2.

Danesh, H.B. «The Violence-Free Society: A Gift for Our Children,» volume 6, Bahá’í Studies. Ottawa: Association for Bahá’í Studies, October, 1979.

Dreikurs, R. «Uberwindung falscher gesellschaftlicher Normen,» Die Wirklichkeit und das Bose. Hamburg: Hans Christian Verlag, 1970.

Effendi, Shoghi. The Advent of Divine Justice. Wilmette: Bahá’í Publishing Trust, 1948, p. 19.

Erikson, E.H. Einsicht und Verantwortung. Frankfurt: Fischer Taschenbuch-Verlag, 19 u.95, 1971.

———. Identitat und Lebenszyklus. Frankfurt: Suhrkamp, 1966.

Eysenck, H.J. Behaviour Therapy and the Neuroses. London: Pergamon Press, 1960.

Frankl, V.E. «Grundriss der Existenzanalyse und Logotherapie,» Handbuch der Neurosenlehre und Psychotherapie. Munchen: Urban Schwarzenberg, 1959, Bd. 3.

Freud, S. Gesammelte Werke. London: 1942, Bd. 12.

From, E. Revolution der Hoffnung. Stuttgart: Klett, 1971.

Jung, C.G. Psychologie und Religion. Zurich: Rascher, 1940.

Jordan, D.C., Streets, D.T. «Guiding the Process of Becoming,» World Order. Wilmette: Bahá’í Publishing Trust, 1973.

Kretschmer, E. «Gestufte Aktivhypnose, Zweigleisige Standardmethode,» Handbuch der Neurosenlehre und Psychotherapie. Munchen: Urban Schwarzenberg, 1959, Bd. 4.

Kunkel, F. Ringen um Reife. Konstanz: Friedrich-Bahn-Verlag, 1962.

Langen, D. Gestufte Aktivhypnose. 3.Aufl. Stuttgart: Thieme, 1969.

——-. «Tiefenpsychologisch fundierte und analytische Psychotherapie,» in der kassenarztlichen Sprechstunde. Stuttgart: Hippokrates-Verlag, 1970.

-122-

Peseschkian, N. Differenzierungsanalyse innerhalb der Gruppe. Vortrag auf der 4.Arbeitstagung des Deutschen Arbeitskreises fur Gruppenpsychotherapie und Gruppen- dynamik (ADGC). Gottingen, 7.bis 10. Oktober, 1971.

——-. «Was ist Psychotherapie? Lerne zu differenzieren.» Vortrag auf dem 9. Intern. Kongress f. Psychotherapie. Oslo: 25 bis 30.Juni, 1973.

——-. «Application of Hypnosis in Differentiation Analysis,» Vortrag auf don IV. Intern.Kongress fur Hypnose. Uppsala, Sweden, l.bis 4.Juli, 1973.

——-. «Actual Capabilities as Aspects of Connotation in Interpersonal and Social Origination of Conflicts and Conflict Handling.» Vortrag auf don 5th Intern. Congress of Social Psychiatry. Athens: l.bis 7. September, 1974.

——-. «Psychotherapy as Re-Education.» Vortrag auf dem 5th Intern. Congress of Social Psychiatry. Athens: 1. bis 7. September, 1974.

——. «The Meaning of Norm Conflicts in the Development of Psychosomatic Diseases.» Vortrag auf don 12th Intern. Congress of Internal Medicine. Tel Aviv. 3.bis 13. September, 1974.

——. Psychotherapie des Alltagslebens.

——. Positive Psychotherapie — Theorie und Praxis einer neuen Methode.

——. Der Kaufmann und der Papagei.

——. Positive Familientherapie Frankfurt: A M., S. Fischer Verlag.

Schultz, J.H. Das Autogene Training. Stuttgart: Thieme, 1964.

Wolpe, J. Praxis der Verhaltestherapie. Bern: Hans Huber, 1972.

 

 

Связаться с психологом

Если у Вас возникли вопросы, Вы хотите записаться на консультацию или обучение обращайтесь:

г. Кременчуг, Полавская обл., ул.Первомайская, 20 а ( "Бизнес-букет"), 4 этаж, оф. 404
+380 (97) 282-21-64
+380 (95) 721-74-38
tanyusha-zhuma@mail.ru
Мы работаем каждый день с 10:00 до 18:00