От болезненного кризиса к гармонии в жизни!
Обучаем эффективным навыкам психологической помощи и самопомощи!
"Человек - неиссякаемый источник бесконечных добродетелей, он подобен руднику, полному драгоценных камней." Н.Пезешкиан

Проблемы или неприятности?

Опубликовано 20.12.2012

Сразу хочу обратить внимание, что данная статья написана из идентичности психотерапевта в качестве методики по работе с макро- и микрособытиями  для коллег. Но полезна она будет, как для психологов, так и для людей, которые хотят помочь себе сами.

Обычно на приём  к психологу человек приходит с неким актуальным конфликтом. Чтобы составить более полную картину развития конфликта, необходимо исследовать события, которые происходили в жизни клиента за последние 5-10 лет. Такие события можно разделить на макрособытия и микрособытия.

Макрособытия – это значимые для человека события, которые существенно влияют на его жизнь. В этот период часто происходит смена динамического стереотипа человека, то есть рушится строгая система привычек, уклада жизни (например, смена работы, переселение, рождение ребёнка, чья-то смерть и т.д.).

Ганс Селье назвал события, которые вызывают неспецифическую реакцию организма  в ответ на изменения окружающей среды, стрессами.

Одна  американская исследовательская группа (Holmes&Rahe) опросила в различных странах, таких как США. Швеция, Голландия и Япония. Репрезентативную часть населения о том, какие события они считают наиболее тяжёлыми. Поразительным результатом были практически не отличающиеся оценки в различных странах и культурах (1). Так появилась шкала стресса (шкала социальной адаптации Holmes&Rahe).

Шкала стрессовых факторов указывает на то, что существуют события высокой стрессовой интенсивности и такие, которые в общем воспринимаются как малообременительные. В то же время считается, что неожиданные события вызывают существенно более сильный стресс, нежели предвиденные. Наконец, решающим  является то, действует ли стрессор однократно или сохраняется длительно, и таким образом, ведёт к возрастающей нагрузке (1). Здесь речь идёт  как раз о так званых микрособытиях в жизни человека – накапливающихся событиях (например, опоздание поезда, ненадёжность товарища, несправедливость партнёра и т.д.).

Практика показывает, что часто непроработанные макрособытия (прошлое) могут влиять на развитие актуального конфликта (настоящее) и вызывать страх перед будущим.

Работа с макрособытиями.

Задачи – 1) Выделить события, которые требуют смысловой или эмоциональной проработки. 2) Оторвать клиента от актуальной проблемы, дать возможность целостно посмотреть на свою жизнь.

Для этого можно использовать ряд вопросов:

  • Напишите события, которые оставили глубокий след в Вашей жизни за последние 5-10 лет.
  • Есть ли среди них положительные и отрицательные?
  • Есть ли события, которые повышали Вашу самооценку, вселяли уверенность?
  • Есть ли события, которые вызывали другие чувства?
  • Есть ли девизы, которыми можно было бы образно охарактеризовать эти события?
  • Считаете ли Вы проработанным это событие?
  • Какое событие наиболее важное?
  • С чем бы Вы хотели поработать?
  • Какие чувства испытываете сейчас, когда рассказываешь о событии?
  • Что Вы говорите себе, когда вспоминаете это событие?
  • Чему научил Вас этот опыт? За что Вы себе благодарны в той ситуации?
  • Сколько Вам было лет? Что бы Вы сказали себе …-летнему от себя сегодняшнего?
  • Если бы ситуацию можно было бы изменить, что бы Вы изменили?
  • Если бы Вы встретили сейчас человека с такой же ситуацией, как у Вас тогда, что бы Вы могли посоветовать ему?
  • Чем бы Вы хотели обобщить?

Непроработанное событие узнаётся по эмоциональной заряженности человека в разговоре о нём, или по нежеланию говорить о событии. Возможно, на первых встречах, клиент не будет готов работать с макрособытием, но при установлении хорошего контакта и возникновении доверия, он к нему вернётся. В любом случае, Вы, как специалист, будете предупреждены и иметь в виду непроработанное макрособытие.

Переработка события важна на рациональном (способность Знать) и эмоциональном (способность Любить) уровнях.

Если клиент осмыслил событие, вынес из него урок, но не прожил его эмоционально, нужно помочь ему выплеснуть накопившиеся эмоции. Здесь могут помочь техники психодрамы (проиграть в ролях), арт-терапии (рисовать, лепить, строить), техника пустого стула ( проговорить свои обиды и чувства), техника писем, разрешение эмоционального отреагирования (комкать и рвать бумагу, побить подушку) и т.д.

Если клиент проживал ситуацию только в эмоциях, много говорит о ней, много слёз. Но ничего не меняется, необходимо помочь ему осознать  позитивный аспект события, чему его научила ситуация, как он изменился благодаря событию (техники позитивной реинтерпретации и транскультурного подхода). Можно применять притчи, мудрые истории, можно предложить самому написать притчу, переписать конец своей истории.

Работа с микрособытиями

Как-то на конференции Навид Пезешкиан (сын основателя Позитивной психотерапии Носсрата Пезешкиана) приводил пример влияния макро- и микрособытий  на нашу жизнь в описании опыта с лягушками. Некоторые лягушки, когда их бросали в кипящую в кастрюле воду, непонятным образом группировались и выпрыгивали из кастрюли.  Других лягушек помещали в кастрюлю с холодной водой и ставили на медленный огонь. В этом случае был летальный исход для всех. Данный опыт показывает значение и результат разрушающих микрособытий в жизни каждого. А это значит, что они заслуживают нашего детального внимания.

Задачи – 1) оценить травматическое влияние события; 2) научиться новому поведению, изменить отношение к ситуации

Вопросы:

  • Напишите список микрособытий, которые присутствуют сейчас в Вашей жизни
  • Оцените каждое, как Вы сейчас его воспринимаете (знак + или -)
  • Выберите из списка неприятные для Вас события, которые вызывают стресс
  • Представьте себе, что в Вашей жизни произошло событие, которое для Вас очень неприятно, на грани переносимости – событие Х.
  • Представьте себе свои чувства – это 100 баллов.
  • Теперь оцените событие из списка, которое Вы выбрали по сравнению с событием Х=100 баллов, во сколько баллов Вы его оцениваете?
  • Посчитайте, сколько подобных микрособытий происходит в Вашей жизни за неделю, за месяц? Умножьте и узнайте баллы.

Если количество баллов будет соответствовать травмирующему воздействию на клиента, можно предложить клиенту поработать над данным событием его жизни: конструктивное выражение чувств, добавить в свою жизнь приятных событий для увеличения ресурса, наблюдение и осознавание своего поведения в ситуации, тренинг новых форм поведения, воспринимать событие как урок, учиться поддерживать самого себя, просить поддержки у друзей и близких и т.д.

Таким образом, не завораживаясь актуальным конфликтом, мы начинаем работу с клиентом по очистке дороги к своему счастью.

Связаться с психологом

Если у Вас возникли вопросы, Вы хотите записаться на консультацию или обучение обращайтесь:

г. Кременчуг, Полавская обл., ул.Первомайская, 20 а ( "Бизнес-букет"), 4 этаж, оф. 404
+380 (97) 282-21-64
+380 (95) 721-74-38
tanyusha-zhuma@mail.ru
Мы работаем каждый день с 10:00 до 18:00