От болезненного кризиса к гармонии в жизни!
Обучаем эффективным навыкам психологической помощи и самопомощи!
"Человек - неиссякаемый источник бесконечных добродетелей, он подобен руднику, полному драгоценных камней." Н.Пезешкиан

Золотое колесо self-менеджмента

Опубликовано 04.03.2013

«Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами?»

Конфуций

Если  ещё совсем недавно смысл иностранного слова «менеджмент» был непонятен большинству наших соотечественников, то сегодня, наверное, каждый знает, что слово management — в переводе с английского означает управление, руководство. Соответственно, self-менеджмент —  это управление собой.

С рождения каждому человеку даётся 4 сферы жизнедеятельности: тело, деятельность, контакты, смыслы (фантазии, будущее). Предлагаю рассмотреть 5 основных функций менеджмента для применения к каждой из сфер, или к своей жизни в целом.

К основным функциям менеджмента относятся планирование, мотивация, организация, контроль и координация.

 koleso_men

1.Планирование —  первейшая и важнейшая из функций управления. Это процесс, который переводит мечту в желание, а желание – в цель. Цель – понятие максимально чёткое, понятное и конкретное. Чтобы достичь цели необходимо составить план последовательных действий. Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы:

  • Где я нахожусь в настоящее время? – помогает оценить свои сильные и слабые стороны в основных сферах жизнедеятельности (тело, деятельность, контакты. смыслы)
  • Куда я хочу двигаться? – необходимо оценить возможности и угрозы окружающей среды, определить, что может помочь и что может помешать достижению целей.
  • Как я собираюсь сделать это? – определить шаги, которые необходимо пройти по направлению к своей цели.

 2.Мотивация – процесс побуждения себя к достижению личных целей. В основе каждого мотива лежит какая-то неудовлетворённая потребность. Поэтому процесс мотивации проходит шесть последующих стадий: 1) возникновение потребности; 2) поиск путей удовлетворения потребности; 3) определение направления действия; 4) осуществления действия по удовлетворению потребности; 5) получение вознаграждения  за осуществление действия; 6) удовлетворение потребности. 

 maslou

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Маслоу считал, что все потребности человека находятся в чёткой иерархии, и удовлетворение вторичных невозможно без удовлетворения первичных потребностей. В каждый конкретный момент человек стремится к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Потребность следующего уровня станет наиболее мощным фактором в поведении человека, когда будет удовлетворена потребность более низкого уровня.

Мотивация может быть направлена на достижение цели (через вознаграждение) или же на избегание неудачи (через наказание).

Мотивация может быть как внешней —  через материальные блага, так и внутренней – через побуждения. Так Мак-Клеланд считал, что основными побуждениями внутренней мотивации являются:

  • Власть – стремление контролировать окружающие ресурсы, процессы, воздействовать на других;
  • Успех – стремление достигать и получать желаемое подкрепление своих действий от других;
  • Принадлежность – стремление состоять в дружеских отношениях с другими.

Функция мотивации призвана ответить на вопросы:

  • Зачем я делаю это?
  • Какой смысл в моей цели?
  • Как я поощряю себя на пути к своей цели?
  • Что я получу, когда достигну цели?

3.Организация —  распределение задач и ответственности за их выполнение, формирование структуры своей деятельности и культуры для поддержания социальных связей. Это переход от беспорядка к порядку

При этом одними из основных условий рациональной организации управленческих процессов являются: пропорциональность, непрерывность, наличие целей, эластичность действий, устойчивость, разделение труда,  делегирование обязанностей и полномочий,  ритмичность, гибкость процессов.

Функция организации отвечает на вопросы:

  • Какие из поставленных задач я буду решать в первую очередь?
  • Как задачи распределяются в отношении срочности и важности?
  • Как я буду организовывать свою деятельность?
  • Сколько времени в день я посвящаю действиям, которые приведут меня к цели?

4.Контроль – данная функция устанавливает соответствие реально протекающих действий (или уже достигнутых результатов) ранее поставленным целям. Главные инструменты выполнения функции контроля – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений.

Контроль обычно выполняется в четыре этапа:

– на первом этапе устанавливаются стандарты, т.е. конкретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы;

– на втором этапе путем сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений;

– на третьем этапе полученные результаты сравниваются с заданными стандартами;

– на четвертом этапе определяется, какие действия необходимо предпринимать.

Таким образом, после четвёртого этапа контроля, плавно переходим к планированию. Кольцо замкнулось. Однако есть ещё пятая функция менеджмента.

5.Координация – призвана обеспечивать взаимосвязь и согласованность между функциями, непрерывность и бесперебойность процесса управления.

Координирующая функция self-менеджмента предполагает ответы на следующие вопросы:

  • Как 100% моего внимания и усилий распределяются между функциями планирования, мотивации, организации и контроля?
  • Какие функции перегружены, а какие недогружены?
  • Каким нужно уделить больше внимания и энергии?

Чтобы колесо катилось в нужном направлении, оно должно быть правильной круглой формы. Равномерное распределение между четырьмя из основных функций менеджмента – планированием, мотивацией, организацией и контролем — обеспечат правильную форму колеса. А пятая – координация – будет служить осью, на котором это колесо держится.
Счастливого пути на дороге своей жизни!

Связаться с психологом

Если у Вас возникли вопросы, Вы хотите записаться на консультацию или обучение обращайтесь:

г. Кременчуг, Полавская обл., ул.Первомайская, 20 а ( "Бизнес-букет"), 4 этаж, оф. 404
+380 (97) 282-21-64
+380 (95) 721-74-38
tanyusha-zhuma@mail.ru
Мы работаем каждый день с 10:00 до 18:00